Середина шестнадцатого века. Царь Иван Васильевич Грозный расширяет территорию государства, захватив штурмом Казань и земли Казанского ханства.
Можно было идти дальше и завоевывать земли башкир. Но на тот момент царь поступил по-своему: повернул войска к Москве, а башкирам велел разослать специальные грамоты, чтобы сами шли к государю. В документе были щедро обещаны мир и спокойствие, сохранение старых обычаев и местной религии, устранение ханского произвола и лишь небольшой ясак.
Вообще грозный царь стремился мирными средствами добиваться присоединения других народов к России там, где это было возможным. Его желание закрепиться на Уральских землях совпало с надеждой самого местного народа на мирную жизнь. Башкирия на тот момент была не единым целым, а поделена между Казанским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой. Народ страдал и от нападений кочевников, и от угнетения богатыми феодалами и баями – ханами и мурзами.
Из летописей и родословных башкирских племен следует, что на народных собраниях – йыйынах – сами башкиры в большинстве решились на важный шаг – просить Белого царя Ивана Васильевича о защите своих земель.
Но… не бывает стопроцентного согласия в любом решении. В том числе в принятии русского подданства. Поэтому царские грамоты с прописанными условиями были жалованы не вообще всем, а каждому согласному роду или племени в отдельности.
Башкиры обязались платить ясак тем, чем богаты их земли: пушниной и медом, могли платить деньгами или служить в войсках.
Со своей стороны, башкиры тоже выдвинули несколько условий. Признание вотчинного права на уже занимаемые земли и возвращение земель, отобранных татарскими и ногайскими феодалами.
В процессе присоединения башкирских племен к России встал вопрос о местном представительстве - военной русской крепости: для сбора дани, для защиты от кочевников и в качестве форпоста для дальнейшего продвижения в Сибирь.
Было найдено выгодное географическое и стратегическим положение. Здесь и ранее традиционно проводили народные собрания сами башкиры. Холмистая местность при слиянии сразу четырех рек: сумрачной Уфимки, светлой Белой Воложки (ныне Белая) и еще двух рек, которых сегодня почти не видно.
Одна из них - бурливая Сутолока, довольно многоводная в то время, вторая - Ногайка. Последняя начиналась на пересечении современных улиц Цюрупы и Октябрьской революции и протекала в сторону Белой. Сейчас на всем протяжении она закована в трубы и невидима.
Вокруг выбранной возвышенности были богатые зверем и строительным дубом леса, реки изобиловали рыбой. Изгибы Белой создавали естественное препятствие для сухопутных кочевников-степняков, Сутолока защищала с востока, а с юго-запада высился крутой подъем Случевской горы (ранее ее называли Шугуровская).
Именно здесь на месте первой крепости – Уфимского Кремля – спустя четыреста лет был возведен Монумент Дружбы.
Историческая возвышенность, от которой идет история Уфы и дружбы российского и башкирского народов.