slide1.jpg
Внимание! Конкурс!

Республиканский конкурс
«Лучший реализованный проект»

slide1.jpg
Страницы истории

Цикл аудио-рассказов о городе Уфа,
его истории, архитектуре,
выдающихся людях, знаковых событиях

slide1.jpg
Стольный град Уфа

Литературный конкурс

slide1.jpg
Обучающий семинар

Проект реализуется при поддержке
Фонда грантов Главы Республики Башкортостан

slide1.jpg
Лучшие публикации

Открытый творческий конкурс на лучшие публикации
в печатных и электронных СМИ, теле- и радиопередачи

previous arrow
next arrow

.

Очерк 1. Царские грамоты

Середина шестнадцатого века. Царь Иван Васильевич Грозный расширяет территорию государства, захватив штурмом Казань и земли Казанского ханства.

Можно было идти дальше и завоевывать земли башкир. Но на тот момент царь поступил по-своему: повернул войска к Москве, а башкирам велел разослать специальные грамоты, чтобы сами шли к государю. В документе были щедро обещаны мир и спокойствие, сохранение старых обычаев и местной религии, устранение ханского произвола и лишь небольшой ясак.

Вообще грозный царь стремился мирными средствами добиваться присоединения других народов к России там, где это было возможным. Его желание закрепиться на Уральских землях совпало с надеждой самого местного народа на мирную жизнь. Башкирия на тот момент была не единым целым, а поделена между Казанским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой. Народ страдал и от нападений кочевников, и от угнетения богатыми феодалами и баями – ханами и мурзами.

Из летописей и родословных башкирских племен следует, что на народных собраниях – йыйынах – сами башкиры в большинстве решились на важный шаг – просить Белого царя Ивана Васильевича о защите своих земель.

Но… не бывает стопроцентного согласия в любом решении. В том числе в принятии русского подданства. Поэтому царские грамоты с прописанными условиями были жалованы не вообще всем, а каждому согласному роду или племени в отдельности.

Башкиры обязались платить ясак тем, чем богаты их земли: пушниной и медом, могли платить деньгами или служить в войсках.

Со своей стороны, башкиры тоже выдвинули несколько условий. Признание вотчинного права на уже занимаемые земли и возвращение земель, отобранных татарскими и ногайскими феодалами.

В процессе присоединения башкирских племен к России встал вопрос о местном представительстве - военной русской крепости: для сбора дани, для защиты от кочевников и в качестве форпоста для дальнейшего продвижения в Сибирь.

Было найдено выгодное географическое и стратегическим положение. Здесь и ранее традиционно проводили народные собрания сами башкиры. Холмистая местность при слиянии сразу четырех рек: сумрачной Уфимки, светлой Белой Воложки (ныне Белая) и еще двух рек, которых сегодня почти не видно.

Одна из них - бурливая Сутолока, довольно многоводная в то время, вторая - Ногайка. Последняя начиналась на пересечении современных улиц Цюрупы и Октябрьской революции и протекала в сторону Белой. Сейчас на всем протяжении она закована в трубы и невидима.

Вокруг выбранной возвышенности были богатые зверем и строительным дубом леса, реки изобиловали рыбой. Изгибы Белой создавали естественное препятствие для сухопутных кочевников-степняков, Сутолока защищала с востока, а с юго-запада высился крутой подъем Случевской горы (ранее ее называли Шугуровская).

Именно здесь на месте первой крепости – Уфимского Кремля – спустя четыреста лет был возведен Монумент Дружбы.

Историческая возвышенность, от которой идет история Уфы и дружбы российского и башкирского народов.